Официальный
представитель

Станет ли «омикрон» естественной вакциной: израильский инфекционист о новом штамме и победе над коронавирусом

Стоимость консультации и лечения

08.12.2021

Новый штамм «омикрон» вызывает опасения у специалистов со всего мира, пока данных о его опасности и эффективности вакцин недостаточно, но во многих странах уже наблюдает резкий рост заболеваемости и снова вводятся локдауны. 

Мы поговорили со специалистом в области инфекционных болезней, заведующая отделением больницы Галиной Гольцман о новом штамме и необходимости вакцинации, в том числе и детей. 

 – Скажите, пожалуйста, что известно израильским специалистам о новом штамме COVID-19 «омикрон»? С момента его обнаружения прошло больше недели, есть ли какие-то предварительные данные?

– Пока о нем известно то, что известно всем. В Израиле выявлено не так много случаев инфицирования. Большая часть зараженных не вакцинированы, но болезнь установлена и у привитых. Привитые люди, в отличие от тех, кто не получал вакцину, переносят заболевание очень легко: либо вообще бессимптомно, либо с легкими признаками ОРВИ. На основании внутренних израильских данных и данных, поступающих со всего мира, коронавирусная инфекция COVID-19 прошла значительное количество мутаций. «Омикрон» имеет, возможно, более высокую степень заражаемости, чем «дельта», но, как видно, он менее опасен в плане тяжелых и летальных осложнений. Возможно, это связано с достижением определенного уровня коллективного иммунитета. А возможно, новый штамм просто ослаб, как ослабевают с каждой мутацией большинство коронавирусов – включая те, что были известны до вспышки COVID-19.

Фотография омикрон-штамма

– А есть ли сведения относительно заражения детей?

– Нет. Пока таких данных не имеется.

– Что можно сказать по поводу смертности?

– Данных о смертности от «омикрона» тоже не поступало. В основном, люди болеют легко или бессимптомно.

– Имеются предположения, что штамм «омикрон» послужит своеобразной «естественной вакциной». То есть, люди будут заражаться и легко переносить коронавирус, вырабатывая тем самым иммунитет. Каковы ваши комментарии по этому поводу?

– Это все равно, что сказать «масло масляное». Любая острая респираторная вирусная инфекция, включая грипп, всегда является своеобразной «естественной вакциной». Перенесение заболевания обязательно обеспечивает иммунитет на какое-то время. Почему именно новый штамм стал «естественной вакциной»? Прошлый штамм тоже ею был. Он обеспечивал иммунитет к повторному инфицированию приблизительно на полгода. По истечении этого времени защита ослабевает. Но любой вирус, после которого человек выздоравливает, является той самой «естественной вакциной». То есть, если пациент инфицировался «омикроном», в последующие несколько месяцев (обычно от 3 до 6) после выздоровления риск заражения этим или другим штаммом COVID-19 низок. Но это не навсегда. В этом кроется вся проблема. Если искусственная вакцинация или вирус давали стойкий иммунитет, мы имели бы абсолютно другую карту заболеваемости. 

– То есть, прививаться и дальше мы будем в любом случае?

– Да. Как от гриппа. Предположим, если человек переболел гриппом зимой, в следующую зиму он не будет от него защищен. Появится новый штамм, естественный иммунитет ослабнет, и новый вирус благополучно проникнет в организм. Клеточная память – очень короткая. Особенно относительно иммунитета к коронавирусным инфекциям.

– Существует расхожее мнение, что из-за частых прививок – в том числе, от COVID-19, естественный иммунитет человека ослабевает, и через какое-то время он начинает быстро «подхватывать» даже обычные простуды. Насколько это опасно – часто прививаться?

– Вся история искусственной вакцинации, которая длится без малого 250 лет, говорит нам о том, что прививаться – это полезно, а не вредно. Когда мы прививаемся, у нас вырабатывается иммунитет против определенных инфекционных заболеваний – мы не болеем ими тяжело и не умираем от них. Иммунитет в течение нескольких дней после прививки работает интенсивно: вырабатывает антитела, стимулирует защитные функции, а затем, когда процесс завершен, организм «успокаивается». До этого момента мы можем чувствовать себя плохо. Аналогичным образом наш организм реагирует на все инородные тела. Даже если вы чистите зубы, и через ранку на десне в кровь проникает бактерия, ваш иммунитет тоже вырабатывает антитела. Он отвечает на вторжение этой бактерии и изгоняет ее, уничтожает. Но это же не значит, что вы должны перестать чистить зубы?

– Разумеется. Озвучьте, пожалуйста, ваши профессиональные рекомендации по поводу вакцинации детей.

– Я – терапевт и инфекционист, поэтому чаще имею дело с взрослыми пациентами. Но, исходя из информации, которую я читаю, и сведений, которые получаю от коллег-педиатров, могу сказать, что детская прививка против COVID-19 абсолютно безопасна и не менее эффективна, чем взрослая.

– Как специалист, можете ли вы прогнозировать, когда вообще закончится пандемия коронавирусной инфекции? Мы знаем примерное количество привитых людей, и оно совершенно разное: есть западноевропейские страны, есть африканские. Присутствуют ли в профессиональной среде какие-либо мнения и прогнозы относительно того, когда мы все сможем вернуться к нормальной жизни, без карантинов и ограничений? И каковы условия для этого?

– Любое мнение на этот счет будет спекуляцией. В идеальной перспективе, на которую мы все надеемся, мы сможем победить COVID-19 к 2023 году. Точнее, мы его не победим, а сделаем привычной гриппозной инфекцией, требующей ежегодной плановой вакцинации. Но для такого развития событий есть конкретные условия. Страны, в которых вакцинированные преобладают, должны сохранять и продолжать тенденцию и прививаться дальше. Странам и регионам, где привитых людей – меньшинство, нужно «догонять» остальных, активнее заниматься иммунизацией населения. Только в этом случае перспективу отступления коронавируса можно условно прогнозировать на 2023 год. Но точного ответа по поводу сроков вам никто дать не сможет.

– Правда ли, что каждый новый штамм COVID-19 становится легче предшествующих?

– Это связано только с новым штаммом «омикрон». Потому что предыдущий штамм «дельта» был нисколько не легче, а даже тяжелее, чем первоначальный штамм «альфа». У нас было гораздо больше госпитализированных людей. Умерло также значительно больше пациентов, чем в первую волну, когда мы столкнулись с оригинальным «альфа»-штаммом. На основании того, что у нас появился слабый штамм «омикрон», опять же, создается спекуляция – якобы, следующий штамм будет еще слабее. Но появление «омикрона» ни о чем не говорит: следующий штамм может быть как слабее, так и сильнее. Все зависит от того, как мы будем вакцинироваться. Чем быстрее и активнее мы будем прививаться, тем меньше шансов у COVID-19 останется для последующих мутаций. 

Интервью Роман Челюскин

Консультация врача онлайн
Skype