Остеоартроз: стоит ли менять сустав?

Стоимость консультации и лечения

03.02.2017

Несколько лет назад в отделение ортопедической имплантологии медицинского центра "Сорока" в Беэр-Шеве поступил 16-летний юноша.

Именно поступил – потому что самостоятельно ходить он не мог и передвигался только с помощью инвалидной коляски. В таком состоянии парнишка находился уже три года, и трудно даже представить, какими они были для него. Он страдал ревматоидным артритом, ему пришлось перенести четыре операции: две – на коленных суставах, и две – на тазобедренных. И вскоре он в буквальном смысле слова встал на ноги

Яков Гиндин

Одним из творцов этого чуда был хирург-ортопед, заведующий отделением пересадки суставов медицинского центра Вадим Бенкович.

Вадим, по журналистскому опыту я предчувствую, что отделение, которое вы возглавляете, появилось не без вашего участия. Еще относительно недавно в больнице "Сорока" такого не было.

Да, я был инициатором создания этого отделения, оно открылось в 2005 году на базе отделения ортопедического. Конечно, у нас и прежде проводились операции по пересадке суставов, но объем работы и, главное, неуклонное развитие этой отрасли медицины определили необходимость организации самостоятельного подразделения. Замечу, что оно единственное на всю страну.

Давно вы работаете в этой области?

Я окончил в России Уфимский медицинский институт, после репатриации в 1989 году прошел специализацию по ортопедии в медицинском центре "Сорока", а затем – специализацию по пересадке сустав в США.

С какими суставами работают в отделении?

Практически со всеми крупными суставами конечностей, но статистически чаще всего – с коленными и тазобедренными. В последние десятилетия заметно участились случаи заболевания этих суставов, и связаны они, как ни парадоксально, с позитивными тенденциями в нашей жизни. Увеличение продолжительности жизни – а Израиль по этому показателю находится в первой пятерке развитых стран – привело к тому, что все больше представителей старшего поколения страдают от различных заболеваний суставов - от воспалительных до дегенеративных, то есть, возрастных. И медицина пытается сделать все возможное для того, чтобы восстановить активный образ жизни этих людей, улучшить качество их жизни.

То есть, большая часть ваших пациентов – люди преклонного возраста?

В основном, да. Но травмы и болезни суставов случаются в любом возрасте, поэтому в нашем отделении нередко можно увидеть молодых и совсем юных пациентов.

Вы упомянули в качестве одной из причин открытия специализированного отделения по пересадке суставов увеличение объема работы. Однако пожилые люди особенно неохотно ложатся на хирургический стол...

Вы правы. Но успехи медицины заставили, если можно так выразиться, людей поверить в нашу способность вернуть им былую активность. Не так давно они "шли под нож" лишь в самых крайних случаях, когда перед ними стоял выбор между жизнью и смертью. Сегодня доверие к хирургу и его возможностям возросло, и все большее количество больных воспринимают хирургическое вмешательство – естественно, при необходимых показаниях - как наиболее эффективный и не самый болезненный метод лечения.

Не самый болезненный?

Новые методы лечения, новая операционная техника и новые материалы-импланты позволяют сегодня проводить операции по замене суставов в щадящем режиме, подчас даже без общего наркоза. Одна из передовых методик, которую мы разработали и успешно освоили, подразумевает минимальные разрезы ткани. Благодаря такой методике значительно быстрее проходит и реабилитационный период. После пересадки сустава человек может уже на следующий день встать и ходить, полностью опираясь на оперированную ногу. Представьте себе, мы делаем такие операции даже 90-летним пациентам, и те, въезжая порой в отделение на коляске, выходят из него, лишь опираясь на трость.

Просто чудо какое-то!

Действительно, чудо. Это слово - одно из самых часто употребляемых среди наших пациентов. Нередко они признаются: "Я словно заново родился". Знаете, в мировой практике операции по пересадке суставов входят сегодня в четверку наиболее успешных видов хирургического вмешательства. Они стали таким же обыденным делом, как шунтирование коронарных сосудов и удаление катаракты. При этом отмечу, что прогресс в области пересадки суставов идет столь стремительно, что сегодня мы можем предложить больному такие методики, которых не было не то что десять-двадцать, а каких-то пять лет назад. Новые виды имплантов, эндопротезов, хирургических инструментов постоянно меняют подходы к лечению остеоартрита. Недавно, к примеру, мы не брались за осуществление ряда операций, поскольку сомневались в их успехе. Сегодня в большинстве случаев у нас таких сомнений не возникает. Главная задача, которую мы ставим перед собой, – скорейшее выздоровление пациента, сокращение реабилитационного периода с минимальными физическими и психологическими страданиями. Средняя продолжительность одной операции составляет в нашем отделении около часа.

Больной, которому рекомендуется такая операция, участвует в ее оплате?

Пересадка суставов входит в государственную "корзину медицинских услуг" и полностью оплачивается больничными кассами. Единственная проблема – ожидание очереди. Конечно, если пациент желает самостоятельно выбрать хирурга и сократить сроки ожидания операции, он может сделать это, используя дополнительные страховки, которые имеет сегодня почти 80 процентов населения. Такие страховки позволяют прооперироваться частным образом при относительно небольшом личном финансовом участии.

С чем связано возникновение остеоартрита? Пожилые люди нередко считают единственной причиной этой болезни недостаток в организме кальция. Это справедливо?

Кальций в данном случае не при чем. Основная причина – естественная возрастная изношенность суставов.

И когда следует обращаться к врачу? К примеру, у меня заболел коленный сустав и я, по совету соседа, начал смазывать колено лечебной мазью...

Если разговор идет об остеоартрозе, то есть о изнашивании суставов, то на начальных стадиях заболевания мазь в сочетании с физиотерапией, действительно, могут принести определенный эффект. Но эффект этот временный, и на более прогрессивных стадиях заболевания лекарственное лечение уже не помогает. Главная рекомендация, которую я могу дать в данном случае: если у вас возникла боль в коленном или тазобедренном суставе, или вы почувствовали трудности в передвижении, не тяните время. С возрастом ситуация не улучшится. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с пациентами, которым рекомендовали сделать операцию по пересадке сустава, скажем, в 65 лет, а он, боясь хирургического вмешательства, дотянул до 75. И, промучившись все эти десять лет, приходит к нам не только с практически разрушенными суставами, но и с целым букетом других медицинских проблем. То есть, он ложится на операционный стол в более старшем возрасте и менее здоровым в общем плане.

А можно все-таки обойтись без операционного вмешательства?

На самом деле в операции по пересадке нуждаются всего около 20 процентов пациентов, приходящих ко мне на первичный прием как к хирургу-ортопеду. Существует масса иных методов лечения остеоартроза, но только врач-специалист – на основе точной диагностики - может дать верное заключение о том, какой из этих методов наиболее эффективен для того или иного больного. С тем, чтобы тот вообще не нуждался в операции или перенес ее как можно позже.

Или как можно раньше.

Да, если нет иного выхода.

По материалам газеты "Новости недели"

Консультация врача онлайн
Skype